Возврат технически сложного товара произвести сложнее, что любой другой. Возврат технически сложного товара надлежащего качества по закону почти исключен, а возврат технически сложного товара ненадлежащего качества может быть произведен только при наличии дефектов. Чем дольше он был в использовании, тем весомее должны быть недостатки. Исключение составляет возврат технически сложного товара в Интернет-магазин, так как сделка оформляется дистанционно.
Закон о возврате технически сложного товара
Опорный закон при покупке - ФЗ № 2300-1 "О защите прав потребителей". Документ регламентирует аспекты сделки между продавцом и покупателем, условия гарантийного обслуживания и возврата денег за неустраивающую клиента покупку. Во второй главе закона детально описаны требования к:
- информации, которую должен предоставить продавец при покупке техники;
- условиям транспортировки и хранения товаров;
- действиям покупателя при обнаружении недостатков в товаре;
- правам покупателя на обмен, возврат, ремонт, возмещение убытков;
- срокам исправления дефектов или возмещения затрат клиента.
При возникновении трудностей, связанных с покупкой сложных технических изделий, необходимо ознакомиться с Постановлением Правительства №55. Документ описывает условия возврата технически сложных товаров, приводит список покупок, на которые не распространяется правило возврата без выявления недостатков, и тех товаров, которые не могут быть заменены аналогами, пока приобретение находится в гарантийном ремонте или на экспертизе.
Перечень технически сложных товаров
Что именно считается технически сложным товаром определено Постановлением Правительства №924. В список входят 14 групп техники:
- Летательные аппараты с двигателями.
- Автомототранспорт.
- Сельскохозяйственная техника.
- Снегоходы и подобные устройства.
- Лодки, яхты и другие виды водного транспорта с двигателями.
- GPS-трекеры и другие навигаторы со спутниковой связью и экраном.
- Компьютеры.
- МФУ.
- Телевизоры, проекторы.
- Спутниковые системы, игровые приставки.
- Техника для фото и видеосъемки, киноаппараты.
- Крупная бытовая техника: холодильники и морозильники, посудомоечные и стиральные машины, кухонные комбайны, машины для кофе, печи всех конфигураций, кондиционеры, электронагреватели, роботы-пылесосы.
- Часы.
- Электрический инструмент.
Как осуществить возврат технически сложного товара
Согласно статье 18 Закона о правах потребителя, в течение первых 15 дней, в случае обнаружения любых дефектов в работе техники, потребитель может:
- возвратить полную стоимость;
- потребовать заменить гаджет на идентичный;
- заменить технику на аналог, с перерасчетом цены.
По истечению двух недель данные требования покупатель имеет право предъявить, только если:
- Обнаружены существенные недостатки: в 2012 году Верховный суд разъяснил этот термин как поломки, которые не подлежат исправлению или же дефекты, устранение которых обойдется в сумму, приближающуюся к стоимости самого изделия.
- Аппаратура проводит в ремонте более 30 дней в каждый гарантийный год.
- Срок ремонта превышает установленный в договоре или 45 дней, максимально отведенные на ремонт по закону.
Технически сложный товар надлежащего качества
Согласно закону, возвратить рабочую, соответствующую заводским характеристикам, технику нельзя. В первые две недели необходимо выявить любые дефекты в ее работе, после – только критические. Но если разорвать сделку все же необходимо, покупатель может попробовать доказать, что продавец нарушил его право на получение всесторонней информации о покупке в момент заключения сделки или другие условия продажи технически сложных товаров.
В статьях 4,8, 10 и 12 ЗоПП приводятся требования об информировании покупателей. При покупке продавец обязан объяснить условия гарантии, правила пользования прибором, продемонстрировать работу, если это возможно, а также предоставить информацию о сервисном и гарантийном ремонте. Если приобретается транспорт, продавец обязан:
- перед продажей провести подготовку авто и поставить об этом отметку в сервисной книжке;
- предоставить полный доступ к товару;
- вместе с авто передать установленный набор аксессуаров и комплектующих, а также подписанный чек с полной информацией – цена, дата, марка, номера агрегатов;
- при клиенте проверить полную исправность.
Для сложной бытовой техники обязательные условия при продаже:
- покупателя необходимо ознакомить со всеми функциями, возможностями техники в полной сборке;
- при покупателе проверяется комплектность, наличие всех документов;
- если самостоятельная сборка по инструкции запрещена, то ее должен осуществить продавец в надлежащие по договору сроки.
Обратите внимание!
Заявление на возврат средств оформляется в виде официальной претензии, в которой клиент аргументирует желание расторгнуть договор нарушением правил продажи техники и предупреждает, что в случае отказа намерен обратиться в суд.
Это поможет убедить поставщика в серьезности намерений клиента, но в случае реального обращения в суд перспективы иска далеко не стопроцентные.
Технически сложный товар ненадлежащего качества
Если в технике выявлены недостатки, вернуть ее проще. В течение первых двух недель вернуть товар даже с минимальными дефектами, например, люфт крышки корпуса, некорректное срабатывание отдельных функций, длительное ожидание отклика устройства и другое. Продавец обязан будет заменить товар или вернуть деньги.
Чтобы воспользоваться правом на возврат средств после этого периода, следует:
- Доказать существенность поломки. Это сделает экспертиза, которую организует продавец по гарантии. Исследование и транспортировка проводится за счет продавца, если будет доказано, что поломка произошла не по вине клиента. Покупатель имеет право присутствовать при экспертизе и заказать за свой счет независимую оценку, если не согласен с результатами первой.
- Собирать документы обо всех обращениях в сервисные центры. Даты на них позволят доказать, что продавец превысил отведенные на ремонт сроки или же что техника ломается слишком часто и проводит в сервисе больше месяца в год.
В случае, если экспертиза подтвердила существенность дефекта, а продавец отказывается действовать по закону, поможет претензия. В ней следует в официально-деловом стиле изложить:
- условия, при которых была произведена покупка: дата и номер договора, реквизиты кассового чека, гарантийного талона;
- недостатки выявленные пользователем. При возможности данные подкрепляются заключением техэкспертизы, документами о произведенных ремонтных работах по гарантии;
- срок пребывания устройства в ремонте;
- требование и юридическое обоснование – отсылки к подходящим статьям закона «О защите прав потребителей»;
- срок исполнения требований – стандартно отводится 10 дней, но клиент может назначить больший период;
- предупреждение о подаче иска в суд.
Документ адресуется руководителю магазина, продавшего товар, или руководству организации, к которой относится торговая точка. К претензии прилагаются копии документов, относящихся к делу.
Обратите внимание!
Товар для возврата должен соответствовать первоначальному виду: сохранены пломбы, детали, комплектующие. Однако сохранность упаковки и наличие товарного чека не являются обязательными условиями, подтвердить факт покупки можно и со слов свидетелей.
Как вернуть технически сложный товар в Интернет-магазин
О порядке возврата приобретенных дистанционно товаров, в том числе и через Интернет, говорится в статье 26.1 Закона о ЗПП. Согласно пункту 4, покупатель имеет право отказаться от товара до момента привоза, а после получения - в течение 7 дней.
Если продавец не предоставил всю информацию - техпаспорт, инструкцию - то товар можно вернуть в течение трех месяцев. Исключения составляют товары индивидуального пользования. При этом техника должна быть не повреждена. Если доставка оплачивалась отдельно – эта часть средств не возвращается.
Сроки возврата технически сложного товара
Согласно статье 20 Закона, на замену товара отводится неделя, а если требуется экспертиза - до 20 дней. Если в наличие товара для замены нет, то продавцу отводится 30 дней, чтобы доставить нужный товар.
Деньги за испорченную технику должны быть возвращены клиенту в течение 10 дней.