Концепция долевого строительства предполагает появление доступного жилья для разных категорий россиян. Все задачи по разработке и реализации проектов жилищных комплексов передаются частным компаниям. Они в обязательном порядке должны следовать строительным нормативам и вести деятельность в соответствии с Федеральным Законом №214 «Об участии в долевом строительстве». Однако практика показывает наличие множества нарушений, которые совершают компании-застройщики относительно дольщиков и жителей районов, в которых ведется строительство. Зная, куда жаловаться на застройщика, можно самостоятельно разрешить часть конфликтов, привлекая нарушителей к ответственности перед разными государственными структурами.
Основания для жалобы на застройщика
Возведение многоквартирных домов – сложный процесс, состоящий не только из технических, но и юридических нюансов. Большая часть строительных организаций, которые занимаются капитальным строительством, ставят цель завершить все работы максимально быстро, соблюдая все нормы. Однако практика показывает, что не исключается и негативное влияние человеческого фактора и халатности. Это приводит к конфликтам с дольщиками, жителями близлежащих локаций и просто неравнодушными гражданами. Все жалобы условно можно разделить на три категории, соответствующие органам, которые будут заниматься рассмотрением:
- Исполнительные органы — муниципальные и федеральные, контролируют деятельность застройщика.
- Правоохранительные органы — принимают обращения в том случае, если от исполнительной власти не поступает требуемой реакции. Полиция и прокуратура могут начать проверки, которые в дальнейшем станут основанием для административного или уголовного делопроизводства относительно лиц, ответственных за нарушения.
- Суд — претензии не рассматривает, однако, может привлечь к ответственности застройщика, который игнорирует требования граждан.
Жалобы часто становятся мотиватором для застройщика. Своевременное разбирательство может стать поводом для получения неустойки. При этом стоит жаловаться не только в перечисленные выше инстанции, но и в Госстройнадзор и Роспотребнадзор.
Куда жаловаться на застройщика
Если нарушаются права, предусмотренные статьями Закона №214 или другими нормативными актами, то эффективность жалобы зависит от инстанции, в которую она направлена. Чтобы определить, куда нужно обращаться, следует разобраться с тем, что именно нарушает застройщик: строительные нормы или работу в соответствии с договором долевого участия.
Жалоба на застройщика в инспекцию строительного надзора
Не исключено, что строительная компания ведет деятельность на земельном участке с игнорированием юридических норм. Подавать жалобу в Госстройнадзор стоит, если гражданину станет известно о таких фактах:
- у компании-застройщика нет лицензии или она просрочена;
- отсутствует разрешение на использование земли или инженерные работы;
- отсутствует документация, предусмотренная статьей 19 Закона 214;
- присутствуют явные нарушения, обнаружить которые можно даже без наличия строительных познаний.
Обратите внимание!
Государственный строительный надзор принадлежит к исполнительной власти. В его компетенцию входит выполнение проверок. Составляя жалобу следует указывать отмеченные нарушения и ссылаться на Закон 214.
Обращение в полицию и прокуратуру
Органы, осуществляющие контроль за соблюдением Конституции и действующих законов, могут оказать серьезное влияние на застройщика. Жалобы, передаваемые от населения могут рассматриваться непосредственно полицией или прокуратурой, а также перенаправляться в другие уполномоченные органы. Основой для обращения может стать следующее:
- жилой комплекс возводится на участке, предназначенном для ИЖС (индивидуального жилого строительства);
- застройщик отказывается предъявлять разрешение на работы;
- если конфликт уже есть и компания-застройщик отказывается выплачивать неустойки или вовсе игнорирует требования;
- компания резко прекратила работы, чем вызвала подозрения в мошенничестве;
- появилась информация о неправомерном распределении средств, переданных дольщиками.
Обращение в Роспотребнадзор
Взаимоотношения с компанией-застройщиком частично подпадают под некоторые нормы Закона №2300-1 «О защите прав потребителей». В соответствии с этим граждане вправе обращаться в Роспотребнадзор для привлечения нарушителя к ответственности. Чаще всего жалобы направляются в таких ситуациях:
- при приемке квартиры дольщиком были обнаружены нарушения договора относительно качества проделанных работ;
- присутствуют очевидные несоответствия санитарным, строительным и другим нормам, закрепленным законодательно;
- присутствуют иные установленные факты нарушения договора долевого участия на разных этапах его действия.
Сроки рассмотрения жалобы на застройщика
Жалоба — один из видов обращения граждан. Ее рассмотрение выполняется по определенному стандарту. Независимо от того, обращался заявитель лично, заказным письмом или через официальные онлайн-сервисы, органы должны зарегистрировать прошение. На предоставление ответа в письменной форме отводится 30 дней. В отдельных случаях этот срок может увеличиваться, о чем заявитель информируется дополнительно.
Образец жалобы на застройщика
Составляются жалобы в свободной форме и направляются в соответствующие органы. В обязательном порядке заявители обязаны отмечать в заявлении личные паспортные данные и контакты для связи. Также следует правильно излагать суть проблемы и при возможности подкреплять доводы документально.
Обратите внимание!
Уполномоченные органы будут тщательно проверять всю изложенную ситуацию, а наличие ложных сведений может стать серьезной проблемой для заявителя.