Получите консультацию
бесплатно
Ваша заявка принята!
Юрист свяжется с вами в ближайшее время
Консультация юриста онлайн. Ответ на сайте в течение 15 минут
Поле обязательно для заполнения
Введите номер телефона для связи

Любой житель России имеет право на обращение за медицинской помощью. Однако не всегда услуги предоставляются своевременно, что становится причиной трудностей. Бездействовать в подобных ситуациях не рекомендуется. Зная, куда жаловаться на врачей, можно привлечь их к ответственности. Если использовать действующие законы правильно, то жалобы на врачей помогут разрешить конфликтные ситуации.

Основные причины жалоб на врачей

У жалобы должны быть основания. Касается это не только ситуаций с  медицинскими сотрудниками, но и представителями других инстанций. Предоставление ложной информации – деяние, наказуемое в рамках Уголовного Кодекса. Поэтому жалоба должна строиться на фактах.

Причины, из-за которых пациент может пожаловаться на медработника, касаются бездействий, приводящих к негативным последствиям. Причем речь идет не только о том, что выполняется в рамках лечения. Обобщенный список оснований выглядит следующим образом:

  1. Отказ от предоставления услуг. Статьей 41 Конституции РФ гарантируется своевременная медпомощь для каждого гражданина страны. Работники, нарушающие законодательство, привлекаются к ответственности. Если при обращении в скорую помощь, регистратуру или к врачу пациент получил негативный ответ, то рекламацию следует составлять оперативно.
  2. Халатность. Медработник при работе с пациентом может проявить невнимательность, игнорируя жалобы, показания анализов, рекомендации коллег. Если подобные деяния приводят к последствиям в виде ухудшения состояния, развития новых болезней или повышении стоимости лечения, то вышестоящие инстанции должны быть проинформированы об этом.
  3. Опоздание. К этой категории относится слишком долгое ожидание скорой помощи или участкового врача. При этом важно, чтобы вызов пациента был зафиксирован. Опоздание будет считаться нарушением также в случае, если из-за отсутствия своевременной помощи состояние пациента ухудшилось.
  4. Некомпетентность. Строится на субъективном отношении пациента к доктору. Если последний предложил неверный диагноз или в ходе прописанного лечения возникли осложнения, приводящие к дополнительным проблемам со здоровьем и финансовым затратам, то подобные претензии будут рассматриваться.
  5. Нарушение врачебной тайны. Статья 13 Федерального Закона об основах охраны здоровья указывает на обстоятельства, при которых медработникам разрешается раскрывать подробности лечения или другие аспекты, входящие в определение врачебной тайны третьим лицам. На основании жалобы при подтвержденных фактах возможны разбирательства в рамках Уголовного Кодекса РФ.

Обратите внимание!

Права пациента могут быть нарушены также из-за действий, направленных на удорожание лечения. Медработник может намеренно выписывать лекарственные средства, не оказывающие воздействия с целью увеличить время лечения пациента. Сюда же относится навязывание дополнительных услуг или процедур, не влияющих на ход лечения, а также намеренное сокрытие диагноза.

Куда жаловаться на медицинских сотрудников

Единой структуры, которая должна рассматривать обращения, законодательно не определено. Юрисдикция на работу с претензиями есть у следующих инстанций:


  • руководство медучреждения, в котором проводится лечение или работает доктор, нарушающий права пациентов;
  • общественная приемная регионального отделения Министерства здравоохранения РФ;
  • прокуратура, выполняющая в рассматриваемых обстоятельствах роль надзорного органа;
  • полиция, если нарушения медицинских работников привели к вреду здоровью, также при вымогательствах, оскорблении чести и достоинства пациента;
  • Росздравнадзор, который в отличие от прокуратуры выполняет надзор исключительно за медучреждениями;
  • суд общей юрисдикции, если обращения в отмеченные выше инстанции не оказались результативными.

Если гражданин, которому довелось столкнуться с проблемами, имеет страховку, то дополнительно заявление можно направить в страховую компанию. Однако рассматриваться будут исключительно жалобы, основанные на страховых случаях.

Граждане РФ могут направлять претензии не только при возникновении проблем с государственными медучреждениями. Если одно из отмеченных  обстоятельств произошло в частной клинике или больнице, то претензии составляются и направляются аналогично. При отсутствии у коммерческой лечебной организации лицензии на предоставление медицинских услуг ситуация может усложниться. Решающим фактором станет факт осведомленности пациента об этом при обращении за лечением.

Поскольку частные медицинские учреждения предоставляют услуги, согласованные с госорганами, и взимают за свои действия оплату - пациент может обращаться в Роспотребнадзор. Данная организация обязана принять жалобу в общем порядке, провести расследование самостоятельно или перенаправить в одно из надзорных ведомств.

Необходимо брать во внимание статус и должность медработника, работа которого оценивается неправомерной. Если речь идет о главвраче, который либо самостоятельно допустил ошибки в работе, либо прикрывает других сотрудников-нарушителей, то дополнительные жалобы следует направлять в региональный Департамент здравоохранения, Росздравнадзор и прокуратуру.


Как правильно написать жалобу на врача

В законодательстве не существует единого правила, определяющего, как необходимо составлять претензии к медработникам. Существующая информация, касательно этого вопроса, носит рекомендательный характер. Главная задача – точно описать действия, которые привели к негативным последствиям.

При формировании заявления в одну или несколько инстанций заявителю рекомендуется учитывать следующую структуру:

  • данные о получателе и предъявителе жалобы, с указанием контактов, должности и места обращения;
  • наименование документа – “Жалоба” или “Претензия на действия медработника”, в последнем случае дополнительно указывается должность и ФИО работника;
  • основания для написания жалобы – данные о совершенных правонарушениях, возникших последствиях, хронологии событий;
  • требования к инстанции, в которую документ передается.

Обратите внимание!

Для повышения вероятности инициализации разбирательств советуется дополнять претензию документами, подтверждающими основания. К ним могут относиться копии медицинских заключений, рецепты на лекарственные средства, результаты анализов, свидетельские показания.

Если жалобы не дали эффекта, то заявитель имеет право обращения в суд. В таком случае необходимо составлять исковое заявление с учетом требований, изложенных в статье 131 ГПК РФ. При этом не допускается наличие ошибок или неточностей, а также возникает потребность в подтверждении изложенного в документе. Для этого истец обязан подготовить и предоставить задокументированные доказательства. Если судебной инстанцией на этапе изучения искового заявления будут выявлены неточности, то в инициализации разбирательства заявителю может быть отказано.

Ответственность врача за неправомерные действия и ошибки

Если инстанция, получившая жалобу и доказательства, в ходе проверки подтвердит изложенное , то причастный к событиям медперсонал понесет ответственность. Помимо этого, установленный факт причинения ущерба здоровью, а также финансовые затраты, сопряженные с этим, подлежат взысканию. От результатов проверки зависит, виновно ли лицо, на которое возлагает ответственность заявитель или к сути жалобы причастны другие сотрудники.

Относительно нарушителей могут применяться следующие виды наказаний:

  1. Дисциплинарное – выговор от руководства. Крайняя мера – увольнение с отметкой о нарушении в трудовой книжке.
  2. Материальное – определяется в рамках судебного заседания на основании требований истца. При этом могут учитываться не только фактические траты, которые привели к финансовым убыткам, но и моральный ущерб. Кто именно будет выплачивать положенные компенсации – конкретный медработник или учреждение – зависит от итогового постановления суда.
  3. Административное – если действия медика или организации подпадают под статьи КоАП РФ, то назначаются соответствующие санкции.
  4. Уголовное – действует аналогично административному, но в качестве основы берется УК РФ. Ответственность зависит от тяжести совершенного деяния и рекомендуемой меры пресечения обвинителям. Чаще всего речь идет о лишении свободы или денежном штрафе.

Не только негативные действия – повод для обращения к руководству медучреждения, Росздравнадзору или в отделение Министерства здравоохранения РФ. Пациенты, которые остались довольны лечением, имеют право передавать в надзорные инстанции благодарственные сообщения и письма. Оформляются они аналогично претензиям – в свободной форме, но с указанием ФИО доктора и наименования медицинской организации.

Ваша заявка принята!
Юрист свяжется с вами в ближайшее время
  • Кратко опишите проблему и оставьте свои контактные данные
  • В течении 5 минут с вами свяжется юрист и ответит на ваши вопросы
  • Вы получаете развернутый ответ юриста и знаете как действовать
    дальше
Поле обязательно для заполнения Введите номер телефона для связи