Любой житель России имеет право на обращение за медицинской помощью. Однако не всегда услуги предоставляются своевременно, что становится причиной трудностей. Бездействовать в подобных ситуациях не рекомендуется. Зная, куда жаловаться на врачей, можно привлечь их к ответственности. Если использовать действующие законы правильно, то жалобы на врачей помогут разрешить конфликтные ситуации.
Основные причины жалоб на врачей
У жалобы должны быть основания. Касается это не только ситуаций с медицинскими сотрудниками, но и представителями других инстанций. Предоставление ложной информации – деяние, наказуемое в рамках Уголовного Кодекса. Поэтому жалоба должна строиться на фактах.
Причины, из-за которых пациент может пожаловаться на медработника, касаются бездействий, приводящих к негативным последствиям. Причем речь идет не только о том, что выполняется в рамках лечения. Обобщенный список оснований выглядит следующим образом:
- Отказ от предоставления услуг. Статьей 41 Конституции РФ гарантируется своевременная медпомощь для каждого гражданина страны. Работники, нарушающие законодательство, привлекаются к ответственности. Если при обращении в скорую помощь, регистратуру или к врачу пациент получил негативный ответ, то рекламацию следует составлять оперативно.
- Халатность. Медработник при работе с пациентом может проявить невнимательность, игнорируя жалобы, показания анализов, рекомендации коллег. Если подобные деяния приводят к последствиям в виде ухудшения состояния, развития новых болезней или повышении стоимости лечения, то вышестоящие инстанции должны быть проинформированы об этом.
- Опоздание. К этой категории относится слишком долгое ожидание скорой помощи или участкового врача. При этом важно, чтобы вызов пациента был зафиксирован. Опоздание будет считаться нарушением также в случае, если из-за отсутствия своевременной помощи состояние пациента ухудшилось.
- Некомпетентность. Строится на субъективном отношении пациента к доктору. Если последний предложил неверный диагноз или в ходе прописанного лечения возникли осложнения, приводящие к дополнительным проблемам со здоровьем и финансовым затратам, то подобные претензии будут рассматриваться.
- Нарушение врачебной тайны. Статья 13 Федерального Закона об основах охраны здоровья указывает на обстоятельства, при которых медработникам разрешается раскрывать подробности лечения или другие аспекты, входящие в определение врачебной тайны третьим лицам. На основании жалобы при подтвержденных фактах возможны разбирательства в рамках Уголовного Кодекса РФ.
Обратите внимание!
Права пациента могут быть нарушены также из-за действий, направленных на удорожание лечения. Медработник может намеренно выписывать лекарственные средства, не оказывающие воздействия с целью увеличить время лечения пациента. Сюда же относится навязывание дополнительных услуг или процедур, не влияющих на ход лечения, а также намеренное сокрытие диагноза.
Куда жаловаться на медицинских сотрудников
Единой структуры, которая должна рассматривать обращения, законодательно не определено. Юрисдикция на работу с претензиями есть у следующих инстанций:
- руководство медучреждения, в котором проводится лечение или работает доктор, нарушающий права пациентов;
- общественная приемная регионального отделения Министерства здравоохранения РФ;
- прокуратура, выполняющая в рассматриваемых обстоятельствах роль надзорного органа;
- полиция, если нарушения медицинских работников привели к вреду здоровью, также при вымогательствах, оскорблении чести и достоинства пациента;
- Росздравнадзор, который в отличие от прокуратуры выполняет надзор исключительно за медучреждениями;
- суд общей юрисдикции, если обращения в отмеченные выше инстанции не оказались результативными.
Если гражданин, которому довелось столкнуться с проблемами, имеет страховку, то дополнительно заявление можно направить в страховую компанию. Однако рассматриваться будут исключительно жалобы, основанные на страховых случаях.
Граждане РФ могут направлять претензии не только при возникновении проблем с государственными медучреждениями. Если одно из отмеченных обстоятельств произошло в частной клинике или больнице, то претензии составляются и направляются аналогично. При отсутствии у коммерческой лечебной организации лицензии на предоставление медицинских услуг ситуация может усложниться. Решающим фактором станет факт осведомленности пациента об этом при обращении за лечением.
Поскольку частные медицинские учреждения предоставляют услуги, согласованные с госорганами, и взимают за свои действия оплату - пациент может обращаться в Роспотребнадзор. Данная организация обязана принять жалобу в общем порядке, провести расследование самостоятельно или перенаправить в одно из надзорных ведомств.
Необходимо брать во внимание статус и должность медработника, работа которого оценивается неправомерной. Если речь идет о главвраче, который либо самостоятельно допустил ошибки в работе, либо прикрывает других сотрудников-нарушителей, то дополнительные жалобы следует направлять в региональный Департамент здравоохранения, Росздравнадзор и прокуратуру.
Как правильно написать жалобу на врача
В законодательстве не существует единого правила, определяющего, как необходимо составлять претензии к медработникам. Существующая информация, касательно этого вопроса, носит рекомендательный характер. Главная задача – точно описать действия, которые привели к негативным последствиям.
При формировании заявления в одну или несколько инстанций заявителю рекомендуется учитывать следующую структуру:
- данные о получателе и предъявителе жалобы, с указанием контактов, должности и места обращения;
- наименование документа – “Жалоба” или “Претензия на действия медработника”, в последнем случае дополнительно указывается должность и ФИО работника;
- основания для написания жалобы – данные о совершенных правонарушениях, возникших последствиях, хронологии событий;
- требования к инстанции, в которую документ передается.
Обратите внимание!
Для повышения вероятности инициализации разбирательств советуется дополнять претензию документами, подтверждающими основания. К ним могут относиться копии медицинских заключений, рецепты на лекарственные средства, результаты анализов, свидетельские показания.
Если жалобы не дали эффекта, то заявитель имеет право обращения в суд. В таком случае необходимо составлять исковое заявление с учетом требований, изложенных в статье 131 ГПК РФ. При этом не допускается наличие ошибок или неточностей, а также возникает потребность в подтверждении изложенного в документе. Для этого истец обязан подготовить и предоставить задокументированные доказательства. Если судебной инстанцией на этапе изучения искового заявления будут выявлены неточности, то в инициализации разбирательства заявителю может быть отказано.
Ответственность врача за неправомерные действия и ошибки
Если инстанция, получившая жалобу и доказательства, в ходе проверки подтвердит изложенное , то причастный к событиям медперсонал понесет ответственность. Помимо этого, установленный факт причинения ущерба здоровью, а также финансовые затраты, сопряженные с этим, подлежат взысканию. От результатов проверки зависит, виновно ли лицо, на которое возлагает ответственность заявитель или к сути жалобы причастны другие сотрудники.
Относительно нарушителей могут применяться следующие виды наказаний:
- Дисциплинарное – выговор от руководства. Крайняя мера – увольнение с отметкой о нарушении в трудовой книжке.
- Материальное – определяется в рамках судебного заседания на основании требований истца. При этом могут учитываться не только фактические траты, которые привели к финансовым убыткам, но и моральный ущерб. Кто именно будет выплачивать положенные компенсации – конкретный медработник или учреждение – зависит от итогового постановления суда.
- Административное – если действия медика или организации подпадают под статьи КоАП РФ, то назначаются соответствующие санкции.
- Уголовное – действует аналогично административному, но в качестве основы берется УК РФ. Ответственность зависит от тяжести совершенного деяния и рекомендуемой меры пресечения обвинителям. Чаще всего речь идет о лишении свободы или денежном штрафе.
Не только негативные действия – повод для обращения к руководству медучреждения, Росздравнадзору или в отделение Министерства здравоохранения РФ. Пациенты, которые остались довольны лечением, имеют право передавать в надзорные инстанции благодарственные сообщения и письма. Оформляются они аналогично претензиям – в свободной форме, но с указанием ФИО доктора и наименования медицинской организации.