Все объекты недвижимости состоят на учете в специальной организации — Госкадастре. Каждой квартире присваивается индивидуальный номер. Эти цифры и прочие важные характеристики недвижимого имущества отражаются в кадастровом паспорте.С принятием Федерального закона №221 «О государственном кадастре недвижимости» появилось понятие кадастрового паспорта. Как выглядит кадастровый паспорт на квартиру? Где взять кадастровый паспорт на квартиру?
Что такое кадастровый паспорт квартиры
Документ оформляется в виде выписки из государственного реестра. В этом списке содержатся данные по всем объектам недвижимого имущества, зарегистрированным в РФ.
Кадастровый паспорт подтверждает право собственности на квадратные метры и позволяет проводить любые сделки с жилым помещением. Помимо этого, паспорт квартиры потребуется в следующих ситуациях:
- если собственники хотят сделать перепланировку;
- для выселения зарегистрированного на жилплощади не собственника через суд;
- в случае перевода квартиры в нежилое: переоборудования под офис или магазин;
- для проведения оценки причиненного ущерба в случае пожара, затопления и прочих бедствий;
- при оформлении субсидии на ЖКУ или получении льготы при уплате имущественного налога.
Как выглядит кадастровый паспорт на квартиру
Документ сформирован из двух разделов: текстового и графического. В нем можно найти следующие сведения:
- адрес недвижимости;
- назначение помещения: жилое или нежилое;
- тип жилья: полноценная квартира или отдельная комната в общежитии / коммунальной квартире;
- размеры недвижимости: общая и жилая площадь;
- сведения об общей этажности дома и конкретный этаж, на котором располагается квартира / комната;
- кадастровый номер жилого помещения;
- кадастровая цена имущества: указывается в рублях на дату последней переоценки;
- дата проведения последней технической экспертизы;
- план квартиры в виде чертежа.
Важно! С начала 2017 г. кадастровый паспорт недвижимости заменила выписка из Единого государственного реестра недвижимости — ЕГРН. По содержащимся данным она аналогична прежнему кадастровому паспорту, но имеет иной вид.
Как и где получить кадастровый паспорт — выписку ЕГРН
Получить документ можно одним из трех возможных способов:
- обратиться в территориальное подразделение Росреестра лично;
- заказать выписку на официальном сайте Росреестра;
- подать заявку в ближайшем МФЦ.
В ряде регионов РФ доступна услуга вызова сотрудников кадастровой службы на дом. Для льготных категорий граждан: участников ВОВ, инвалидов I и II группы данная услуга предоставляется безвозмездно.
Если документ оформляется лично, процедура включает следующие этапы:
- сбор пакета документов. Актуальный перечень бумаг для получения выписки ЕГРН на квартиру приведен в следующем разделе;
- оплата государственной пошлины. Бланк на оплату выдаст сотрудник учреждения;
- посещение Росреестра или МФЦ. Там нужно будет составить ходатайство на получение кадастрового паспорта жилого помещения. В некоторых регионах сотрудники просят у заявителей номер мобильного, чтобы уведомить о готовности бумаг по СМС;
- после того как сотрудник получит и проверит документы гражданина, он выдаст ему заверенную копию заявления о получении кадастрового паспорта и объявит дату готовности;
- в назначенный день нужно снова посетить учреждение и получить готовую выписку. При себе необходимо иметь паспорт гражданина РФ и выданную ранее копию заявления.
Алгоритм проведения процедуры через интернет:
- зайти на официальный сайт Росреестра;
- выбрать блок «Оформление выписки ЕГРН» и тип объекта, для которой она заказывается;
- внести в специальную форму сведения об объекте недвижимости;
- выбрать вид документа: бумажный или электронный;
- указать способ получения выписки: личный визит в учреждение или получение на почте;
- ввести данные заявителя;
- оплатить государственный сбор;
- получить готовый паспорт.
Сколько времени делается кадастровый паспорт на квартиру
Время, которое займет процедура, зависит от способа оформления документа. Если заявитель обратился в Росреестр лично, подготовка документа займет примерно 5 рабочих дней. Если заявитель решил воспользоваться услугами МФЦ, оформление займет больше времени, так как эта служба — посредник между гражданами и государственными организациями. Получить выписку можно через 7-8 дней.
Важно! При заказе кадастрового паспорта онлайн, бумажную версию можно получить через 4-5 дней с момента оформления заявки. Электронный документ придет на е-майл через 1-2 дня.
Кто может обратиться за оформлением кадастрового паспорта на квартиру
По закону, получить сведения о любом объекте недвижимости может любой гражданин-резидент РФ, даже если он не имеет никакого отношения к данному имуществу. А вот поставить жилое помещение на регистрационный учет вправе только собственники или официальные квартиросъемщики.
Какие документы необходимо представить для получения кадастрового паспорта на квартиру
Список бумаг зависит от цели оформления выписки из ЕГРН. Если квартира только вносится в базу Росреестра, потребуются следующие документы:
- копия личного паспорта собственника недвижимости;
- ходатайство, в котором гражданин просит поставить квартиру на учет;
- технический план жилого помещения. Заказывается заранее заказать в БТИ. При оформлении договора с БТИ можно прописать условие, что сотрудники учреждения самостоятельно внесут квартиру в государственный реестр недвижимости и предоставят собственнику готовый кадастровый паспорт.
- правоустанавливающие документы на недвижимость. Это может быть соглашение купли-продажи, дарственная, наследственное свидетельство и т.д.;
- нотариально оформленная доверенность — если от имени гражданина действует другой человек;
- оплаченная квитанция госпошлины.
Если данные о недвижимости уже внесены в государственный реестр, для оформления выписки потребуется меньше документов:
- заявление;
- копия паспорта;
- квитанция, подтверждающая оплату государственной пошлины.
Цена кадастрового паспорта на квартиру
Если сведения о недвижимости уже имеются в базах Росреестра, за оформление бумажной выписки ЕГРН уплачивается лишь сумма государственного сбора:
- 200 рублей для частных граждан;
- 600 рублей для юридических лиц.
Электронный вариант документа обойдется еще дешевле: 150 и 300 рублей соответственно.
Важно! Если же паспорт заказывается в процессе внесения квартиры в базу ЕГРН или для будущей перепланировки, стоимость складывается из цены договора с БТИ и госпошлины. Обычно сумма варьируется в пределах выходит 3 000-10 000 руб.
Срок действия кадастрового паспорта
Четко определенного периода действия выписки ЕГРН на недвижимость нет. Главное требование — наличие в документе актуальной, достоверной информации.
Важно! Согласно Федеральному закону «О государственной кадастровой оценке», один раз в 5 лет Росреестр осуществляет переоценку кадастровой стоимости всей зарегистрированной недвижимости. Вследствие этого информация, отраженная в кадастровых документах, может оказаться неактуальной, даже есть собственник не производил манипуляции с квартирой.
Как внести изменения в кадастровый паспорт квартиры и получить копию
Причин для проведения процедуры несколько:
- перепланировка помещения;
- изменение размеров квартиры;
- смена почтового адреса;
- переход права собственности;
- обнаружение неточностей в выданном ранее кадастровом документе.
Вне зависимости от повода, изменения в кадастровый паспорт квартиры вносятся по письменному ходатайству владельца объекта недвижимости.
Процедура получения обновленного документа аналогична описанной выше. Можно лично посетить МФЦ, отделение Росреестра или подать заявку онлайн. Наиболее удобен второй вариант. Алгоритм оформления документа следующий:
- Собрать необходимые документы, включая оплаченную квитанцию госпошлины.
- Отсканировать или сфотографировать бумаги.
- Зарегистрироваться на официальном сайте Росреестра и выбрать услугу «Внесение изменений»;
- Откроется форма, которую нужно внимательно заполнить.
- Далее следует загрузить вложения - отсканированные документы.
- Нажать кнопку «Отправить» и ждать результат рассмотрения документов
- Получить подтверждение о внесенных изменениях и оформить новую выписку.
Как восстановить кадастровый паспорт на квартиру
Пройти процедуру восстановления выписки ЕГРН придется в следующих ситуациях:
- потеря или кража документа;
- если бумаги непоправимо испорчены;
- выцвели чернила или сама бумага стала рассыпаться от старости;
- иные аналогичные причины, когда документом невозможно пользоваться.
Если документ обветшал, следует заменить его как можно скорее, пока еще можно различить указанные в паспорте сведения.
В случае отсутствия предыдущего паспорта на квартиру, новый выдается лишь после того, как будут сделаны замеры жилплощади специалистами БТИ. Это длительная и дорогая процедура, поэтому к документу нужно относиться бережно.