В процессе оформления свидетельства о рождении сотрудники ЗАГСа могут совершить ошибки в бланках. Неправильные сведения могут предоставить и заявители. Свидетельство может быть испорчено или утеряно. Для того, чтобы в дальнейшем подобные обстоятельства не привели к существенным проблемам, родителями ребенка должна выполниться замена свидетельства о рождении. Процедура требует предоставления документов, подтверждающих правильность сведений, а также уплату госпошлины. Как поменять свидетельство о рождении взамен испорченного?
Когда свидетельство подлежит замене на новое
К замене документа прибегают при обнаружении опечаток во внесенных сведениях. Актуально обращение в следующих случаях:
- ошибки в написании имени, фамилии или отчестве;
- неверно указана дата рождения или выдачи документа;
- ошибки в сведениях о родителях.
Замена свидетельства о рождении потребуется и при необходимости замены ФИО ребенка, если есть законные основания. Также в обязательном порядке поменять документ необходимо, если:
- свидетельство было испорчено;
- вследствие развода или других обстоятельств необходимо исключить отца из соответствующей графы;
- при усыновлении/удочерении;
- по судебному решению.
Обратите внимание!
Независимо от обстоятельств, которые привели к замене документа, необходимо учитывать следующее: внесение каких-либо исправлений сотрудниками ЗАГСа недопустимо, взамен на испорченное свидетельство должны выдавать новый правильно заполненный бланк.
Вместе с этим вносятся изменения в акт гражданского состояния. Новый документ будет считаться действительным только после соблюдения этого правила. Еще один важный аспект – сроки обращения. Ошибки могут быть выявлены родителями как при первоначальном получении документа, так и спустя годы. Процедура замены выполняется одинаково при любых обстоятельствах.
Порядок действий при обнаружении ошибок
В первую очередь необходимо отметить, что обращаться в ЗАГС с рассматриваемым требованием могут как родители ребенка, так и другое заинтересованное лицо. Если же требуются коррективы документа умершего человека, то взаимодействовать с ЗАГСом могут близкие родственники.
До ноября 2018 года для изменения свидетельства обращаться необходимо было в региональное отделение ЗАГСа, которое изначально выдавало документ. На сегодняшний момент действует ЕГР – единый государственный реестр записей актов гражданского состояния. Это позволяет подавать заявление и необходимые документы в любое подразделение органа на территории Российской Федерации. Также выполнить необходимое действие можно в подразделениях МФЦ.
Для реализации процедуры заявители обязаны предоставить в регистрирующий орган следующие документы:
- заявление установленного формата на выдаваемом сотрудниками бланке;
- испорченное свидетельство о рождении;
- документы, подтверждающие правильность написания сведений;
- документы, подтверждающие личность заявителя.
В зависимости от обстоятельств, которые привели к необходимости замены, может назначаться государственная пошлина.
Не исключается отказ во внесении исправлений в свидетельство. Существует закрепленный правилами порядок ситуаций, при которых невозможно выполнить такие меры:
- заявитель представил неполный пакет документов или не подтвердил свою личность паспортом;
- в документах, которые служат подтверждением правильности написания, обнаружены ошибки;
- в качестве заявителя выступает лицо, ранее лишенное родительских прав на ребенка;
- государственная пошлина была оплачена неверно или не в полном объеме.
Если регистратор необоснованно отказал в реализации процедуры, то заявитель вправе потребовать письменный отказ. Нолученный документ можно использовать в суде для опротестования действий сотрудника ЗАГСа. При положительном для истца судебном решении в органе регистрации специалисты должны заново принять пакет документов и выполнить процедуру в соответствии с установленным порядком. Уплачивать повторно государственную пошлину при этом не надо.
Сроки и стоимость внесения исправлений/изменений
При стандартных обстоятельствах и полном пакете документов процедура реализуется в течение одного месяца со дня обращения. Это закреплено действующей редакцией Федерального Закона №143 "Об актах гражданского состояния". Однако в отдельных ситуациях сроки могут увеличиваться. Это вызвано необходимостью в получении дополнительных сведений или выполнении внутренних проверок. Об увеличении сроков заявители должны быть оповещены сотрудниками органа, в который подавались документы.
Обратите внимание!
Внесение изменений – платная процедура. Размер государственной пошлины, в соответствии с частью 5 статьи 333.26 НК РФ, составляет 650 рублей. Квитанцию об оплате госпошлины заявитель должен предоставить вместе с пакетом документов при обращении в ЗАГС или МФЦ.
Если потребность в выдаче нового свидетельства о рождении возникла из-за порчи или утери бланка, то выдача дубликата обойдется в 350 рублей.
Когда для замены свидетельства нужно решение суда
Один из поводов для обращения в органы записи актов гражданского состояния – судебное решение. Возникает данное требование при обстоятельствах:
- вследствие развода, смерти отца или других факторов необходимо исключить из документа запись в соответствующей графе;
- ребенок был усыновлен лицом, которое ранее не числилось родителем;
- при установлении отцовства в судебном порядке;
- если сотрудники ЗАГСа отказали заявителю во внесении изменений, но позже отказ был отменен судом.