Копить долги за свет – это всегда опасно. Вжух, и дело в суде, а тут и принудительное взыскание не за горами. А еще поставщики легко могут отключить электричество. Вот так просто, без какого-то предупреждения, без суда и следствия обрезать и запломбировать кабель. По их мнению, все вполне законно. Но мы бы поспорили. Во-первых, они обязаны предупредить об отключении. Во-вторых, соблюсти определенный порядок. Если он нарушен, можно заставить сбытовую компанию подключить свет обратно. Разбираемся, как происходит отключение электроэнергии за неуплату и как вернуть свет обратно.
Можно ли отключать свет по закону?
Своевременно платить коммуналку должны все – и владельцы, и наниматели жилья (ст. 153 ЖК). Всё, включая электроэнергию, должно быть оплачено не позднее 10 числа следующего месяца (ст. 155 ЖК). Если обязанности абонента не исполнены, закон разрешает коммунальщикам применять санкции. Например, отключение электроэнергии за неуплату (пп. б) п. 2 Правил ограничения режима потребления электроэнергии ПОРПЭ). Правда, только если соблюдены все условия. А их не так-то и много.
Условия отключения электроэнергии
Их всего два, они указаны в п.п. 117 - 118 Правил предоставления коммунальных услуг (ППКУ) и это:
- Размер задолженности. Он должен составлять не менее размера платы за свет, рассчитанной из норматива потребления, за два месяца. Не имеет значения, сколько вы не платили по счетчикам – для отключения долг считают по нормативам.
- Уведомление абонента. Не позже чем за 30 дней владельца жилья должны уведомить о предстоящем отключении. Уведомление об отключении электроэнергии могут направить разными способами. По закону это может быть и СМС-ка (обязательно две, с суточным перерывом), и сообщение в очередной квитанции (п. 8 ПОРПЭ). Как это делать конкретно, должно быть определено в договоре.
Оно даже если оба эти условия выполнены, еще не значит, что отключение законно. Чтобы определить, законно ли отключение электроэнергии за неуплату, нужно исследовать процедуру – как снабжающая организация проводила отключение, все ли требования соблюдены. Если порядок нарушен, действия сотрудников снабжающей организации можно обжаловать, а свет вернуть.
Порядок отключения
При организации мероприятий по прекращению подачи электроэнергии, снабжающая организация обязана руководствоваться п. 119 ППКУ.
ВАЖНО! Из-за коронавируса действие этого пункта до 01.01.2021 года приостановлено (Постановление Правительства № 424 от 02.04.2020)!
Это значит, до 1 января коммунальщики не могут отключать свет за неуплату в принципе, какой бы долг у вас не накопился. А вот после отмены моратория порядок отключения электроэнергии должен включать такие этапы:
1. Фиксация задолженности.
Должнику фиксируют задолженность, размер которой соразмерен 2-месячной оплате за свет по нормативам потребления. Например, при стоимости 1 кВт ч/ 5,73 руб. и нормативе потребления в Московской области в 58 кВт ч на одного человека в квартире, где проживает 2 человека, право отрезать свет появляется у коммунальщиков при наличии задолженности всего в 1329 руб.!
2. Направление уведомления.
Любым из способов, оговоренных договором, должнику направляется уведомление о том, что в случае непогашения долга в 20-дневный срок подача электроэнергии будет приостановлена. Чаще всего это сообщение в квитанции или 2 смски, но могут быть варианты.
3. Ограничение поставки ресурса.
Если долг не оплачен, при наличии технической возможности поставщик ограничивает поставку ресурса. У должника есть еще 10 дней на погашение задолженности.
4. Приостановление подачи.
Если деньги не поступили либо техническая возможность для ограничения отсутствует, должнику отрезают свет. Это оформляется специальным актом, при составлении которого должны присутствовать минимум двое незаинтересованных лиц – такие себе понятный (п. 11 ПОРПЭ). Акт составляется в трех экземплярах, один из которых передается владельцу квартиры.
Как вернуть свет?
Есть два пути. Первый – быстрый. Опускаем допущенные снабжающей организацией нарушения, опускаем отсутствие своевременного уведомления – просто гасим долг, и свет вернут уже через 2 дня. (п. 120 ППКУ). Вот что делаем:
- Идем и гасим задолженность или заключаем соглашение о реструктуризации долга.
- Оплачиваем расходы на восстановление, их максимальный размер – 3 тыс. руб. (п. 121.1 ППКУ).
- Оставляем заявку на подключение по телефону сбытовой организации.
- Ждем 2 дня, встречаем электриков, расписываемся в акте о подключении.
Второй – длинный, придется жаловаться.
Куда жаловаться на отключение электроэнергии?
Жаловаться имеет смысл если действительно есть нарушения порядка отключения. Например, вас не уведомили в срок, никто не составлял никаких актов, при его составлении не было «понятых», у абонента отсутствует долг и т.д. Жаловаться можно в местную жилищную инспекцию и в прокуратуру. Жалобу составляем в свободной форме и направляем по почте или передаем лично. Если надзорные органы выявят нарушения, они вынесут предписание и заставят вернуть свет в квартиру. Правда, за это время может пройти 2-3 недели или больше.
Еще больше придется ждать решения суда, если действия прокурора и жилищного инспектора не помогли. В судебной практике по отключению электричества суды, при наличии на то оснований, чаще всего занимают сторону абонентов. Один из примеров – определение ВС № 302-ЭС19-9896. Снабжающая организация хоть и направляла уведомление должнику по почте заказным письмом, но он его не забрал с почты, а значит, как считает ВС, должник не уведомлен надлежащим образом.