Претензия в управляющую компанию – это лучший способ начать диалог с коммунальщиками, которые недобросовестно исполняют свои обязанности. Это документ досудебного урегулирования, содержащий требования об устранении нарушений. Он одновременно демонстрирует серьезность намерений заявителя и его готовность привлечь к решению вопроса надзорные органы или даже обратится в суд. Претензия, как правило, дает результат в 4 из 5 случаев. Разбираемся, что нужно, чтобы ее составить и подать.
Причины, по которым предъявляют претензии
Основанием для обращения в УК может стать любое нарушение взятых коммунальщиками обязательств. Неделю не вывозили мусор? Забилась канализация, и ее никто не чистит? А может быть, уже как полгода течет крыша? Любое такое обстоятельство может стать причиной для подачи частной или коллективной жалобы в управляющую компанию. Рассмотрим частные случаи.
Некачественное отопление
Потребители имеют право на бесперебойное круглосуточное отопление в течение всего отопительного периода. При этом температура воздуха должна быть в жилых комнатах не ниже 18˚С ( Постановление Правительства № 354 от 06.05.2011 ). А еще коммунальщики отвечают за надлежащее содержание систем отопления, их работоспособность, исправность всех составляющих системы, восстановление работы и проведение ремонта при необходимости ( п. п. 18-19 Перечня, утв. Постановлением Правительства № 290 ). Нарушения в работе отопления – причина для претензии в УК.
Залив квартиры
Основанием для претензии в управляющую компанию залив квартиры станет при условии, что в залитии есть вина УК. Например, если из-за длительного отсутствия обслуживания прорвал стояк или потекла канализационная труба, и в этом нет вины самих жильцов. В таком случае в претензии можно попросить не только устранить течь, но и возместить причиненный ущерб. Если же затопление произошло из-за того, что сосед сверху совершил самовольную врезку в стояк отопления – виноват сосед сверху, а не УК, претензии нужно предъявлять уже ему.
Перерасчет
Еще одна распространенная причина обращения – претензия управляющей компании о перерасчете, когда сумма начисленных коммунальных платежей куда больше, чем стоимость потребленного ресурса. Так бывает, и скорее всего, это техническая ошибка работников УК. По вашему заявлению сотрудники организации должны произвести перерасчет и в 5-дневный срок выдать квитанции с правильным расчетом ( пп. «д» п. 31 Правил, утв. Постановлением Правительства № 354 от 06.05.2011 ).
Иные причины
УК отвечает не только за предоставление коммунальных услуг, но и за содержание общего имущества МКД. Минимальный перечень работ, которые она должна выполнять, определен Постановлением Правительства № 290 от 03.04.2013 . Тут и организация вывоза ТБО, и уборка подъездов с придомовой территорией, и ремонт лифтов, и даже чистка ливневой канализации. Если какие-то из этих обязательств нарушены, можно писать претензию в УК.
Как написать претензию в управляющую компанию
Это альтернатива жалобе. Ее точно также можно составлять в свободной форме, каких-либо специальных бланков законом не предусмотрено. Составить претензию можно самостоятельно. Не забудьте указать в ней:
- ФИО, адрес заявителя;
- суть претензии – какие обязательства не выполняют коммунальщики;
- требования – провести ремонт, уборку, проверить работоспособность и любое другое, чего вы хотите от УК;
- предупреждение о том, что в случае игнорирования требований подадите жалобу в жилинспекцию;
- адекватный срок ответа, например, 14 дней;
- дату, ФИО, автограф.
Используйте представленный ниже образец претензии в управляющую компанию для составления собственного документа.
Претензия в управляющую компанию
К претензии приложите документы, подтверждающие факт нарушения. Например, если предмет обращения – возмещение ущерба, приложите отчет эксперта о его оценке, если ветхое состояние стен – фотографии стен и отделки.
Направить претензию можно :
- по почте заказным письмом с уведомлением о вручении;
- в электронной форме, на e-mail УК или через раздел для обратной связи на сайте УК;
- передать лично в руки под роспись ответственного за прием корреспонденции специалиста.
Что делать, если в УК не отвечают?
Достаточный срок на рассмотрение претензии управляющей компанией – 10-14 дней. За это время вам должны не только дать письменный ответ, но и провести ремонтные, восстановительные или иные работы по существу заявленных требований. Конкретных сроков реагирования на претензию законом не установлено, а потому коммунальщики могут легко затянуть с ответом на срок вплоть до 30 дней. Но это скорее исключение, обычно реагируют быстро.
Разумный срок прошел, а ответа на претензию от управляющей компании так и нет? Теперь-то точно пришло время жаловаться:
- в районную или городскую жилинспекцию, как орган госжилнадзора;
- в Роспотребнадзор, так как жильцы – это потребители услуг;
- в районную прокуратуру, как орган общего надзора.
А еще можно подготовить и подать иск в суд. Он заставит УК не только реагировать, но и возместить ущерб, уплатит неустойку и штрафы.