Изменить статус земельного участка необходимо для расширения возможностей его назначения. При переходе земли в собственность или оформлении договора длительной аренды, местная администрация определяет возможности использования выделенного надела. При соблюдении условий можно изменить первоначально присвоенный статус.
Действующее законодательство
Процесс изменения статуса земли регламентируется следующими нормативно-правовыми актами:
- Градостроительный кодекс № 190;
- Федеральный закон № 172;
- Земельный кодекс № 136.
Все процессы, связанные с подобной процедурой, должны выполняться в строгом соблюдении требований проекта застройки территории.
Возможности использования земли
Все территории разделены на несколько категорий:
- населенные участки. На таких площадях допускается строительство жилых объектов с целью развития городских и сельских поселений;
- сельскохозяйственного назначения;
- участки, предназначенные для строительства объектов из области промышленности, энергетики, связи;
- площади, отведенные для проведения военных учений и испытаний оружия;
- земли, охраняемые государством и являющиеся заповедными;
- территории в непосредственной близости к водоемам;
- участок запасного назначения.
Граждане подают документы на изменение категории участка для возможности возведения жилого дома и получения официальной прописки в нем. Для этого земельному участку должна быть присвоена категория ИЖС. Различные статусы земли могут иметь идентичные разрешительные виды. Например, для ведения ЛПХ допускается использовать площади сельхоз назначения и территории населенных пунктов. Земельные наделы используют для следующих целей:
- проведение сельскохозяйственной деятельности с возможностью строительства помещений для хранения и переработки выращиваемой продукции;
- ЛПХ;
- садоводство;
- ведение крестьянско-фермерского хозяйства;
- ИЖС с возможностью строительства объекта жилого назначения.
К каждому из перечисленных случаев предъявляются определенные требования. Для надела под ИЖС необходимо наличие построенного дома. Если участок предназначен под ЛПХ, то строительство зданий на нем не допускается.
Порядок изменения статуса земельного надела
Существует последовательность действий для изменения категории земли:
- Определение регламента в отношении земельного участка.
- Установить возможные категории для конкретного надела. Всего их существует три разновидности: основная, условно-разрешенная, вспомогательная. Каждая из категорий имеет ряд подразделов. Допускается выбрать один из предложенных вариантов. Обязательным условием является стыковка вспомогательных и основных видов, которые должны входить в классификатор ВРИ.
- Выбор разрешенной категории, которая будет отвечать назначенным целям.
- Сбор документов и предоставление их в администрацию района и Росреестр. Если новый статус земельного участка предусматривает возможность строительства жилого дома, то решения о переквалификации статуса участка принимается комиссионным решением.
- Принять решение об изменении статуса земельного надела может комитет по земле при местном органе самоуправления.
- Изменения статуса участка вступит в законную силу после одобрения проекта комиссией при администрации местного самоуправления. Для получения ободрения заявки необходимо подробно изложить обстоятельства, которые принесут пользу обществу и населению после изменения категории участка. При условии соблюдения градостроительных и противопожарных норм, администрация одобрит заявление.
Возможные сложности при изменении вида разрешенного использования
В 2019 году имеется несколько несоответствий данных в Классификаторе и градостроительных регламентах. К началу 2020 году нестыковки должны быть устранены. Пример подобного несоответствия может быть связан с возведением жилого помещения на участке КФХ, хотя в классификаторе подобного статуса участка нет. В связи с этим администрация района не дает разрешение на строительство фермерских домов на участках статуса КФХ.
Заявление об определении категории участка
Для того, чтобы комиссия рассмотрела вопрос о возможности изменения статуса земли, необходимо предоставить заявление и ряд документов.
В заявлении должна быть указана следующая информация:
- характеристики и полная информация о рассматриваемом участке;
- точное месторасположение надела;
- форма собственности;
- период владения землей;
- технические данные участка;
- причины, по которым заявитель хочет изменить разрешение на участок.
К заявлению прикладывается пакет документов, состав которого изменяется в зависимости от региона и варианта подачи обращения.
Варианты подачи обращения
Существует три основных способа решения вопроса:
- Обращение в Росреестр
Для этого требуется соблюдение следующих условий:
- в администрации района имеется ППЗ и градостроительные регламенты;
- у рассматриваемой территории определен основной вид, который соответствуют официальному Классификатору.
В дополнение к заявлению прикладываются копии следующих документов:
- паспорт;
- свидетельство на право собственности;
- решение от администрации района о возможности изменения статуса участка.
- Обращение в администрацию
Заявление в орган местного самоуправления подается, если требуется:
- публичные слушания по существующему участку;
- привести имеющуюся категорию земли к требованиям Классификатора.
Для рассмотрения обращения в администрацию требуется приложить следующие документы или их копии:
- паспорт или доверенность;
- действующее свидетельство из ЕГРИП или ЕГРЮЛ, в зависимости от статуса заявителя;
- документы о регистрации юридического лица или ИП;
- свидетельство, подтверждающее права на землю. Если участок находиться в длительной аренде, то необходимо согласие собственника;
- расположение участка на схеме.
- Воспользоваться сервисом Госуслуги
Вся подробная информация о правилах, порядке и документах необходимых для рассмотрения вопроса по изменению вида разрешенного использования участка имеется на официальном сайте Госулуги.